Инвестиции в Европе - надежно и выгодно. Коммерческая недвижимость в Европе.
До 2008 года граждане РФ покупали за рубежом — и весьма активно — не столько метры, сколько собственные эмоции и фантазии. Совмещали объекты «для себя» с «инвестициями», что оказалось в корне неверно. В кризис многие инвесторы вдруг поняли, что их объекты — неликвид. И главная ошибка заключалась в том, что они приобретали дома в тех странах, куда прилетали отдыхать на период отпуска. Уже купив квартиры и дачи себе и детям, они обнаружили, что недвижимость простаивает пустой 90% времени, и многие пожелали сдавать свои объекты в аренду. Жилая недвижимость в Европе приносят 2-3% годовых, причем получение даже этих скромных доходов сопряжено со сложностями, связанными с рекламой, уборкой, общением с клиентами. Безусловно, все эти заботы можно доверить управляющей компании - но доходность в этом случае падает практически до нуля.
Коммерческая недвижимость в Европе может быть втрое более выгодным вложением. Любые единицы недвижимости можно покупать отдельно, и это будет приносить 8-10% пассивного дохода в валюте.
Как правило, частный российский инвестор пока еще коммерческую недвижимость в Европе не рассматривает. У него, как в случае с привычной жилой недвижимостью, не возникает эмоциональной привязанности к объекту. Ведь россияне покупали и, к сожалению, продолжают покупать жилье не по бизнес-критериям — как она будет сдаваться в аренду, какой доход будет приносить, какие эксплуатационные расходы возникнут и т. д., а на основе личных предпочтений: нравится — не нравится. В варианте коммерческой недвижимости мало того, что этот критерий не работает, так еще многим совершенно не понятно, как управлять приобретенным объектом. Хотя на практике коммерческой недвижимостью управлять гораздо проще и выгоднее, чем жилой.
В основном, частными инвесторами в коммерческие объекты обычно становятся те, кто разочаровался в жилье как объекте вложения с целью прибыли, а не просто сохранения средств. Причем проблем, как с жильем (постоянное общение с арендаторами, поломанная мебель, испорченная сантехника и т. д.) - практически никаких. К примеру, в случае сдачи помещений под магазин или кафе, мало того, что они сдаются на долгий срок, так еще и не требуют никаких дополнительных вложений. Арендатор получает только потолки и стены и перестраивает помещения под свои нужды, устанавливает оборудование, завозит мебель сам.
Срок окупаемости инвестиций должен соответствовать среднерыночному в конкретной стране. Например, для коммерческой недвижимости в Финляндии оптимальным считается показатель, равный арендному доходу за 10-12 лет.
Сравнительный анализ инвестиций в РФ и в ЕС
Подготовленные к продаже объекты
|